LINGERIE Club
Модное нижнее белье. Тенденции. Стиль. Индивидуальность.
Клуб для тех, кому не все равно




Новинки! | События и новости | Бренды | Галлереи | Интернет-магазины | Бутики | Рекоммендации | Форум

Феномен клетки

09.10.2009 16:29

Только голый король верил, что одет в платье из невидимой ткани. За время своего существования на земле человек научился создавать удивительные материалы и украшать их. Не будем спорить, каким тканям больше отдают предпочтение – одноцветным или с рисунком. Но попытаемся разобраться, почему, останавливая выбор на рисунке, мы тяготеем к конкретному узору. И дело не только в моде, которая предлагает такой широкий выбор орнаментов, что даже специалист не всегда определит долгосрочную перспективу. Одни рисунки появляются, как взрыв, поражая смелостью решения, другие шокируют вкус утонченного потребителя, а некоторые, появившись однажды, упорно держатся на протяжении многих лет, даже веков.
 
Рисунок в клетку – один из древнейших. Попробуем разобраться с феноменом великого в малом, коль скоро ни одна из известных культур не обошла вниманием клетку в традиционных для каждого этноса тканях и рисунках. История возникновения и развития клетки уводит нас далеко за границу открытия человеком ткачества как ремесла. Пожалуй, клетка возникла не в недрах ремесла, а в глубинах самой жизни. Сначала были одноклеточные, затем многоклеточные, а потом уже появилась потребность прикрыть наготу, в результате чего и возникло ткачество, сам принцип которого заключается в переплетении вертикально и горизонтально направленных нитей в некую сетку – «клетку». Неудивительно, что создание клетки как рисунка было просто, как все гениальное. Рисунок «клетка» (как и человеческая клетка, порождающая жизнь) подготовил основу искусству орнаментального оформления тканей.
 
История культур народов мира донесла до нас образцы этого рисунка как в первозданной чистоте, так и в сложных эволюционных преобразованиях, подтверждая, что все люди братья и думают об одном и том же. Примером может служить рисунок «пье-де-пуль» или «пье-де-кок» (в переводе с фр. «лапа петуха»), в обиходе – «гусиные лапки». Немцы называют его «петушиным шагом», а финны и англичане – «собачьим зубом». Испанский рисунок «петипа» (маленький квадратный узор) часто путают с «куриной лапкой». Их главное отличие – отсутствие у диагональных ромбов вытянутых углов. Ткань с характерным рисунком в виде сдвинутой клетки традиционно использовалась в народном костюме, и лишь в 20–40 годы ХХ века была выведена в высший свет моды знаменитой Коко Шанель, создавшей из этих тканей коллекцию одежды haute couture.
 
Судьба рисунка в клетку удивительна. Долгое время он считался атрибутом простого народа, так как был одним из самых простых для выполнения и украшения материала. В тканях для светской одежды он встречался довольно редко, а в периоды катаклизмов и экономических спадов выходил на сцену. Так было, например, в годы Второй мировой войны в Америке, когда в моде зарождался американский стиль, основой которого стала одежда ковбоев и пионеров Дикого Запада. Сегодня хорошо известны атрибуты этого стиля: разноцветные клетчатые ковбойки и пледы, мотивы «кактус-кантри» и «мексиканские» орнаменты.
 
Русские пестроткани и паневы, шотландские и исландские пледы, мексиканские пончо, клетчатые платки, носимые практически во всем мире, – этот список можно продолжать долго. Интересно другое – являясь традиционно народным узором, клетка пережила все стили и модные течения, постоянно перевоплощаясь и обогащаясь. Сегодня трудно представить русское узорное ткачество без мотивов клеток. Мастерицы, перенимая узоры от своих предшественниц, постоянно усложняли и варьировали их. Постепенно продвигаясь от простого к сложному, от геометрических форм в виде уступчатых треугольников, ромбов, квадратов, дающих в конечном счете клетку, они превращали ее в сложные замысловатые орнаментальные композиции.
 
Можно смело утверждать, что русское народное узорное ткачество подготовило почву для преемственности и трансформации рисунков других народов.
 
Еще один пример долгожительства – шотландская клетка (симметричная крупная клетка, полученная за счет чередования узких и широких полос, многоцветная или решенная тон в тон), ставшая визитной карточкой шотландского костюма и пользующаяся завидной популярностью во всем мире наряду с джинсовой тканью.
 
Происхождение материала с таким рисунком связано с древним тартаном – суконной тканью из овечьей шерсти, окрашенной растительными красителями. Так как волокна красили теми цветами, что предлагала растительность данной местности, ткани были очень ограниченной палитры. За каждым родом закрепились определенные цвета, позволявшие отличить своих от чужих в бесконечных сражениях. Количество цветов, использованных в тартане, свидетельствовало о происхождении и общественном положении его владельца – чем выше статус, тем больше цветов. Например, тартан слуги имел один цвет, а вождя – семь цветов. Изначально из тартана делали широкие шали, которые скрывали всю фигуру и закалывались на плече булавкой или брошью. Затем, признав некую нефункциональность, от шали отрезали значительную часть и стали повязывать вокруг талии. Так появился килт (или кильт) – юбка шотландского воина, которая стала неотъемлемой принадлежностью национального костюма.
 
Если старинный тартан насчитывал 11 вариантов узоров, являясь собственностью кланов и родов, то современный тартан насчитывает 700 вариантов и, как утверждают специалисты, будут изобретены новые. Кроме того, килт из шотландки стал символом истории и будущего целого народа. Однажды в XIX веке мода открыла шотландской клетке зеленую улицу, а сегодня, благодаря успешно завершившемуся в Европе бюрократическому скандалу, который длился целый месяц и закончился официальным признанием килта мужской одеждой, а не юбкой, клетка переживает новый подъем и вызывает интерес у потребителя. Время от времени Шон Коннери (неотразимый экс Джеймс Бонд) появляется на светских раутах в килте, подчеркивая свое старинное благородное происхождение.
 
Если проследить географию распространения рисунка в клетку, можно создать целый атлас. В честь французского города названа клетка «виши», для которой характерны четкие линии пересечений и черно-белое решение. Англия порадовала мир клеткой «принц Уэльский», или «виндорской». Это сетчатая клетка, образованная пересечением сгруппированных тонких линий на фоне, заполненном мелкими клеточками. Эта клетка создает на поверхности ткани выразительный сложный рисунок, а цвета предпочтительно светлых тонов делают ее достойной особ голубых кровей. Говоря о принцах, нельзя не вспомнить великолепные восточные ткани. Терпким, пряным ароматом веет от мадрасских клеток, без которых невозможно представить себе индийские мотивы. Красочные, разнообразные, образованные пересечением узких и широких полос с еле заметным контуром, они создают атмосферу богатства и роскоши, где бы ни появились: в костюме или интерьере.
 
Еще в древнем Вавилоне был изобретен способ вышивать ткани нитями разных цветов. Самыми первыми и популярными рисунками были геометрические орнаменты, образующие клетку. Впоследствии в Римской империи станет известна «вавилонская игла» – так станут называть способ украшения тканей, вышитых узорами из золота с шелком или шерстью.
 
Для самых древних египетских узоров на тканях также характерны геометрические мотивы, соединение которых образовывало все ту же клетку и служило основой для развития более сложных орнаментальных композиций.
 
Наверное, все эти факты должны убедить даже самого отчаянного скептика в том, что клетка – явление уникальное и интернациональное. Этот рисунок понятен всем и каждому, так как заложен в недрах генетической памяти человечества. Кроме того, он универсален в применении. Не найдется такого дома, где бы не использовалась клетка (от кафельной плитки до декоративных тканей и носовых платков). Не так давно модным считалось использование клетчатых пальтовых и костюмных тканей для обивки мебели. Особенно ярко эта идея прозвучала у Kenzo, Ralph Lauren и Versace, положив начало новому витку эволюции клетки.
 
Что касается одежды, то тут агитация неуместна. Клетка необыкновенно хороша в любом применении, что называется, с головы до ног – от пальто до трусов. Она может меняться, как и сам человек. Та, кто ее носит, подыгрывая настроению, может быть нежной и еле заметной, как «виндзорская», роскошной, как «мадрасская», простоватой и наивной, как «оконный переплет», вызывающей, активной, как «клетка арлекино» и «эстергаз» (крупные двуцветные или многоцветные квадраты, расположенные в шахматном порядке), декоративной, как «гленчик» (традиционно это мелкая двуцветная клетка, а в современной моде – огромные квадраты с использованием цветового контраста).
 
Арлекино, Эстергаз, Принц Уэльский:
  
 
Петипа, Гленчик:
 
 
Так в чем же все-таки состоит феномен клетки? Да в нас самих! Человек – удивительное существо: будучи наделенным сознанием, возможностью оценивать и анализировать, он слишком часто зависит от подсознания, которое создает ассоциации и услужливо подсовывает свои образы. Что вы представляете, когда слышите слово «клетка»? Неужели только пересечение вертикальных и горизонтальных полос, а может, это ограниченное внутреннее пространство, вызывающее страшные ассоциации и напоминания о главном? А может, это образы, связанные с зарождением новой жизни, надежда и вера в будущее, стены родного дома, защита, так необходимые всему человечеству!
 
Мария Петрова, художник-модельер
 
Источник: журнал «Модное белье» № 37 сентябрь-октябрь 2009.
 


Теги: история моды мода



LINGERIE Club © JMHH Investments 2011-2025 | О сайте | Карта сайта |