LINGERIE Club
Модное нижнее белье. Тенденции. Стиль. Индивидуальность.
Клуб для тех, кому не все равно




Новинки! | События и новости | Бренды | Галлереи | Интернет-магазины | Бутики | Рекоммендации | Форум

Такая непростая полоска

28.12.2009 13:38

Известно, что мода рождается на улицах, а идеи витают в воздухе, достаточно только напрячь фантазию, добавить природную интуицию и создать из всего подсмотренного свой неповторимый образ. Но иногда в поисках собственного образа люди ставят эксперименты над своей внешностью, не задумываясь о том, как они выглядят не только в своих собственных глазах, но и в глазах окружающих. Особенно это относится к выбору одежды из ткани в полоску.
 
В стране чудес
 
Попробуйте представить женскую фигуру, отчаянно худую и высокую, в длинном, облегающем трикотажном платье в черно-белую вертикальную полоску, застегивающемся спереди на множество белых пуговичек, расположенных все по той же вертикали. Сразу вспоминается «Алиса в Стране чудес», съевшая сомнительный пирожок и раздвинувшаяся, по ее мнению, до размеров, «как самая большая в мире подзорная труба». Возможно, обладательница модного платья считает себя недостаточно высокой и стройной, очень от этого страдает и, прочитав рекомендации по коррекции фигуры с помощью одежды, не преминула ими воспользоваться. Но скорее всего, купив модную вещь, такая особа просто не подумала, можно ли надевать подобный наряд, имея такие рост и телосложение. Увы, она не одинока! Вольность, с которой некоторые обращаются с рисунком в полоску, вынуждают нас быть строгими. Рисунок «полоса» по своей популярности в мире моды конкурирует разве что с клеткой, находя свою нишу во всех стилистических решениях от классики до экстремального авангарда, располагаясь на всем, что попадется дизайнеру-затейнику под руку. Примером могут служить Дольче и Габбана, которым тесно на тканях и которые активно осваивают новые территории, располагая полоски на классических туфлях-лодочках, а Миссони умудрился втиснуть полоску на летние открытые туфельки. Кроме того, полоса является виртуозным создателем иллюзий, что делает ее незаменимой в качестве главного визуального корректора недостатков фигуры (а не подчеркивания ее недостатков). Маленьких можно сделать выше, полных – стройнее, худых – полнее. Полоса стара, как мир, и по значимости уступает место разве что клетке, но ее роль как слагаемого клетчатого успеха и поддерживающего элемента просто неоценима.
 
Исторический аспект
 
Полоса бывает горизонтальной, вертикальной, диагональной! Многие специалисты относят диагональную полосу в костюме к дизайнерским «заморочкам», но с этим мнением можно поспорить. Умело обыгранная косая полоска придает костюму выразительность, напряженность и динамичность, хотя этот прием годится далеко не для всех людей. А чтобы надеть подобный костюм, требуется определенная смелость.
 
Первые образцы полосы как художественного украшения тканей появились в очень далекие времена и существовали как самостоятельные орнаментальные приемы и как непрерывное заполнение поверхности тканей. Еще древние люди активно использовали орнаментальные мотивы, заключенные в полосу, для украшения одежды, жилища и предметов быта.
 
Мировая цивилизация знает много таких примеров, от Древнего Египта до нашего времени. В декоре архитектурных сооружений роль орнаментальной полосы неоценима, она использовалась на протяжении всей истории мировой культуры. Многие орнаментальные мотивы тканей были позаимствованы художниками именно из архитектурных орнаментальных полос. Это меандры, зигзаги, волны, спирали, розетки, сетки-плетенки, звезды, четырех- и шестиугольники, заключенные в непрерывную полосу с повторяющимся раппортом.
 
Образному характеру полосы присущи графичность, четкость и лаконичность, которые придают костюму необыкновенную выразительность, делают его не только запоминаемым, но и привлекают внимание.
 
Модельеры считают, что ношение одежды в полоску – это поступок, а может быть, и вызов. Неслучайно яркая, многоцветная полоска была любимым мотивом в костюме первых хиппи и представителей искусства андеграунда. В СССР тех, кто позволял себе носить рубашки и брюки в полоску, считали стилягами и пижонами. Эта смелость была чревата серьезными неприятностями по общественной и даже правоохранительной линии. Молодых людей выводили с танцплощадок, если они не только танцевали «буржуазные» танцы, но и были «вызывающе» одеты.
 
Для одежды и интерьера
 
Человек склонен к парадоксам. Создав полосу как художественный элемент, он яростно боролся с ним, когда тот проникал в оформление одежды. Отношение к полосе как рисунку не всегда было позитивным. В Средние века полоска вызывала у людей откровенное отвращение, так как считалась порождением дьявольской фантазии, способной свести с ума, запутать и дезориентировать. Каждый, кто хоть раз утюжил сорочку в мелкую полоску, помнит ощущение головокружения и боли в глазах. В XIX веке отношение к полоске постепенно менялось и приобретало большую позитивность. Ей отводилось скромное место на тканях для нижнего белья и постельных принадлежностей. Вспоминается образ из детства – мультфильм, в котором маленький зебренок трется о полосатый матрас и зовет: «Мама! Мама!» Замечательные полосатые матрасы, свидетелями чего только они не были! Полоска в одежде долгое время продолжала вызывать у людей ассоциации с пижамами и халатами, матрасами и шезлонгами. Именно из-за этого стереотипного суждения одежда в полоску долгое время не приживалась и не пользовалась популярностью у потребителей, только самые смелые нигилисты отваживались на ношение повседневной одежды в полоску. Однако если обратить внимание на ассортимент тканей для интерьера, мы поймем, что текстиль для покрывал, подушек, штор, простыней и даже обоев последние годы становился все более полосатым. Сначала стали модными ламбрекены на шторах, которые своеобразной узкой полосой членили оконное оформление, пусть и на однотонных тканях. Затем в моду вошел бордюр обоев, когда узкой полосой отделялись верхний и нижний ярусы обоев разного рисунка. А затем лавиной ворвались в моду полосатые интерьерные ткани всех мастей. И все материалы от дешевых до дорогих стали разрабатываться с учетом тенденций полосатого рисунка. В настоящее время только самые дорогие элитные ткани и обои однотонные, пастельной гаммы.
 
Ассоциации, ассоциации…
 
Еще один фактор, оказавший в советское время влияние на негативное отношение к рисунку в полоску, – ассоциации с арестантской одеждой. Полоса – геометрический элемент, имеющий четкую направленность, она очень выразительна по сути и максимально доходчива как образ. Неслучайно ее используют там, где необходимо сконцентрировать и привлечь внимание: переход через улицу; полосатые столбы, обозначающие пределы границ; шлагбаум на дорогах и многое другое.
 
Таким образом, полоса является неким символом риска и опасности. Вот откуда арестантская роба, поперечные полоски которой позволяли лучше видеть спину убегавшего от преследователей заключенного. Даже в наше «продвинутое» время, когда допустимо все и мода очень демократична, дизайнеры разрабатывают очень красивые, оригинальные и изысканные рисунки в полоску, а одежда в полоску, как ни парадоксально, остается в тени. Современные имиджмейкеры предостерегают своих клиентов от слишком вольного отношения к выбору вещей в полоску, так как кроме ассоциаций, связанных с негативными явлениями, полоса часто заставляет вспоминать о комичных персонажах, облаченных в полосатые костюмы: клоунах, цирковых артистах, гномиках в полосатых чулочках, Буратино и так далее. А во многих фильмах комичный персонаж почти всегда в полосатом костюме.
 
Полоса – дело вкуса
 
С точки зрения хорошего вкуса только очень богатый человек может не задумываться о том, где он находится и в какой костюм одет. Считается, что мужской костюм в широкую яркую полоску, хотя и смотрится стильно и романтично, невольно вызывает негативные ассоциации и выглядит несколько по-гангстерски. Ткани с активной полоской не годятся для деловой одежды, допустимо использование только очень сдержанной неброской полоски или ее ложноодноцветных вариантов. А вот для классического галстука полоска считается признаком хорошего вкуса, если гармонирует с костюмом. Зато в неформальной одежде полосе нет равных. Жан-Поль Готье – человек в легендарной полосатой тельняшке (которых у него, по его признанию, штук тридцать) – дал ей новую жизнь в мире моды, сделав своим фирменным знаком. Получается, что полоса стала мостиком, соединяющим трагическое и комическое, серьезное и забавное. Именно это качество делает ее незаменимым элементом в создании ярких индивидуальных образов.
 
Книгу известного специалиста по геральдике Мишеля Пастуро «Дьявольская ткань. История полосок и тканей в полоску» можно смело назвать энциклопедией этого явления. Очень показательно – автор геральдик, а не искусствовед или дизайнер. Ведь полоса необыкновенно символична. Она, как никакой другой геометрический элемент, обладает огромными возможностями доносить закодированную, скрытую от посторонних глаз информацию.
 
Достаточно поменять ее ритм, наклон и цвет, чтобы получить бесконечные варианты символов. Современные штрих-коды – свидетельство этой уникальной способности полосок. И неудивительно, что в начале 2000 годов штрих-код стал самым модным среди рисунков для татуировок. Они уже проникли и в оформление тканей, в конце ХХ века на потребительском рынке появились ткани с рисунками штрихов и штрих-кодов, ставшие направлением в графическом дизайне.
 
 
Ратное дело
 
Из прошлого символики полосы мы каждый день сталкиваемся с ее использованием в военной одежде, где она уже наполнена эзотерическим смыслом, общедоступным значением, понятным многим. Это цвет лампасов и полос на погонах, говорящий о принадлежности к определенным родам войск, цвета орденских лент и многие другие атрибуты. В классической геральдике широко использовались ценные качества полосы. С помощью семи цветов финифти (золото, серебро, чернь, червлень, лазурь, зелень и пурпур) и различного положения полос достигалось большое разнообразие символов изображений. Например, червлень (красный цвет), символизирующий храбрость, мужество и неустрашимость, графически изображался вертикальными линиями. Лазурь (голубой и синий) означала красоту, мягкость, величие (горизонтальные прямые или пунктирные линии).
 
Символом надежды, радости и изобилия служила зелень (диагональные линии справа), достоинства, силы и могущества – пурпур (диагональные линии слева). Именно в военной форме во все времена более всего проявилась способность полосы нести информацию в образе символа. В русской армии первым элементом отличия офицеров от солдат был шарф. Изначально он представлял собой шелковую трехцветную ленту, перекинутую через плечо. Цвета символизировали русский флаг. На конце шарфа крепились кисти из крученых серебряных нитей.
 
Морская форма подарила миру тельняшку, знаменитый матросский воротник и многие другие атрибуты, без которых немыслимо решение романтики морской темы и морского стиля в костюме. Можно долго перечислять все стили, в которых оставила свой след полоса (простите за каламбур!). Можно ее любить или нет, но, безусловно, этот рисунок заслужил уважение и внимание.
 
И не повторяйте ошибок, с которых мы начали рассказ про такую непростую жизнь полосы!
 
Мария Петрова, художник-модельер
 
Источник: журнал «Модное белье» № 38, ноябрь-декабрь 2009. (фото: Kina Fernandez, Andres Sarda, Mey)
 


Теги: мода



LINGERIE Club © JMHH Investments 2011-2024 | О сайте | Карта сайта |