LINGERIE Club
Модное нижнее белье. Тенденции. Стиль. Индивидуальность.
Клуб для тех, кому не все равно




Новинки! | События и новости | Бренды | Галлереи | Интернет-магазины | Бутики | Рекоммендации | Форум

Сделано в Китае. Комментарий бизнесмена

10.03.2010 13:16

Мы только что встретили Новый 2010-й год. И это не просто очередной новый год, это конец первого десятилетия нового XXI века. Своя специфика есть у каждой эпохи. В «лихие 90-е», чтобы выжить, все по большей части занимались «хоть чем-то хоть как-то». В первые годы после миллениума опять же по большей части люди интересовались только размером заработной платы и, если размер был достаточный, делали «хоть что», но уже хорошо.
 
За полгода сотрудничества с журналом «Модное белье» мне довелось познакомиться с несколькими российскими производителями европейских бельевых марок в Китае. Интересно, что все начинали в одно время, лет 5–6 назад, но добились результатов совершенно разных. При этом успех каждого производителя, на мой взгляд, на 100 % прямо пропорционален тому, насколько положительно о нем отзываются его сотрудники. Со своими наблюдениями я поделился с экспертом в области бизнеса, генеральным директором международной корпорации Hong Kong Dexin Юрием Алексеевичем Доспанбетовым.
 
Корпорация Hong Kong Dexin International Group Limited объединяет ряд компаний и представительств на территории Китая, Казахстана, Украины, России и Германии, которые с 1996 года успешно работают на экспедиторском рынке и предлагают весь спектр услуг, связанных с доставкой экспортно-импортных грузов железнодорожным, авто-, авиа- и морским транспортом. В настоящее время основным видом деятельности корпорации являются экспортно-импортные операции. Компания также осуществляет поставку строительных материалов и оборудования в страны СНГ и дальнего зарубежья.
 
– Юрий Алексеевич, по вашему мнению, какое по важности место при ведении бизнеса занимает социальная политика?
 
– Первое. А если говорить применительно к Китаю, тогда первое и второе. Никакой контракт не заставит человека хорошо работать, никакие посулы и угрозы не будут гарантировать работадателю верность со стороны работников интересам компании, если... не выстроена социальная база, т. е. когда коллектив не представляет собой дружную семью.
 
– То есть «Ваня, у нас тут три Дуси и все незамужние, а ты все холостым ходишь»?!
 
– Нет, это когда человек знает, что, если в его доме случилась беда, его начальник ему первым поможет. Слава богу, бед у моих сотрудников не случалось, а вот если кому требовалась помощь в приобретении, скажем, квартиры или в оплате обучения детей, наша компания всегда предоставляла беспроцентные ссуды или просто помогала деньгами.
 
– Ну а почему первое и второе места? Что, китайцы какие-то особенные? Почему, переиначивая ваши слова, социальная политика при ведении бизнеса в Китае имеет двойную важность?
 
– Перед китайцами, как перед Евангелием, «несть иудей и еллин» (т. е. все равны. – Прим.ред.), и это еще одна грань их труднопостижимой «китайской специфики». Я вот по национальности казах, значит, азиат, но для меня китайцы – такое же чуждое явление ментальности, как для любого другого бизнесмена из СНГ и, наверное, всего Запада. Китайца сложнее понять, его легче случайно обидеть, и все это сказывается на деле. И я полностью согласен с вашим, Павел, мнением, которое вы изложили в одной из статей в «Модном белье» (№ 37. – Прим. ред.), что в Китае все нужно контролировать самому.
 
– Спасибо. Хорошо, допустим, с социальной политикой сложностей нет, с чего же стоит начинать выстраивать свое дело в Китае или, точнее, китайское ответвление своего дела?
 
– Конечно, с инфраструктуры. Но об этом вы можете рассказать сами.
 
– Про обычную инфраструктуру, пожалуй, да. А если говорить об инфраструктуре понятийной, о каких еще особенностях китайцев следует помнить иностранному бизнесмену?
 
– Конечно, учитывая некоторую условность, которая неизбежна, когда выражаешь мнение о каком-то народе или группе людей в целом, я бы сказал, что китайцы бывают сильны только в чем-то одном по сравнению с… советскими людьми.
 
 
– Я понимаю, о чем вы. Про советских врачей говорили, что они так быстро находят себе работу в Америке, потому что всю семью могут вылечить, а американский врач – если он специалист по левой ноздре, то ничего не знает о правой. Может, китайцы просто очень узкоспециализированы?
 
– Нет. Со специализацией у китайцев не особо обстоят дела. Вообще среди них специалисты редки и в основном все они самоучки.
 
– Получается, если человек хороший бухгалтер, он не обязательно будет хорошим торговцем. У нас в России так же.
 
– Здесь ситуация серьезней. Человек может всю жизнь проработать инженером по станочному оборудованию, но стоит его перевести с одной группы стан-ков на другую, он начинает в них копаться, как ребенок. У меня сейчас именно такая ситуация. Мы несколько лет занимаемся поставкой строительного оборудования, недавно добавили новую тему – кораблестроительное оборудование, так я сейчас по вечерам своим сотрудникам читаю лекции по сопромату, основам кораблестроения, как-никак в свое время окончил Рязанское военное училище. В Шэньчжэне я не могу их пристроить ни на какие курсы повышения квалификации, а сотрудники у меня все молодые, в среднем по 40 лет.
 
– С образованием в Китае пока туго. Я целый год проработал в местном институте преподавателем – огромные группы, часов на практические занятия отведено мало. Думаю, у нас так учили в первые годы после войны. Хотя инфраструктура – опять возникло это слово – в смысле материальное обеспечение – компьютеры, лингафонные классы – хорошая и современная.
 
– При этом справедливости ради скажу, что ряд преимуществ у китайских сотрудников, бесспорно, тоже имеется. Они лучше дисциплинированы, не злоупотребляют алкоголем, не пытаются все время что-то свистнуть, как у нас рабочие. Еще я бы посоветовал бизнесмену уделить больше внимания изучению основ китайской культуры – не для саморазвития, а именно для успешного развития партнерства. Покажите вашим китайским коллегам, сотрудникам, клиентам или кем бы они вам ни были, что вы уважаете Конфуция, что вы в жизни руководствуетесь хоть какими-то принципами, ими озвученными. Или, по крайней мере, считаете, что есть определенная доля общего между вашими и его принципами, что вы знаете хоть немного произведений китайских поэтов и писателей. Китай требует от бизнесмена-иностранца недюжинной выдержки и самообладания – да, китайцы иногда не так едят, как мы, не так одеваются или ведут себя. Это все нужно уметь понимать и принимать. Строительство дома начинается с закладки фундамента, а выстраивание собственной инфраструктуры в Китае лучше начать с приобретения оффшорной компании в Гонконге.
 
 
Оффшорная гонконгская компания – в первую очередь это изумительный электронный кошелек, которым вы сможете воспользоваться в любой точке мира. Во-вторых, от имени гонконгской компании зарегистрировать представительство в Китае гораздо проще и дешевле, нежели от имени компании, например российской.
 
При приобретении гонконгской компании будьте бдительны к ее стоимости. Помните анекдот из «лихих 90-х»? «Посмотри, какой я себе галстук купил за 10 тысяч долларов!.. – Дурак, там за углом точно такой же за 20 тысяч!..» То и дело можно встретить людей, которые гордятся тем, за какие внушительные суммы они стали обладателями собственной фирмы в Гонконге. Еще в доисторические докризисные времена стоимость полного пакета услуг по регистрации гонконгской фирмы не превышала одной тысячи долларов США, а сейчас же имеется масса предложений и по пятьсот долларов. Просто надо обращаться к «первоисточнику» – гонконгским бухгалтерским компаниям (сокращенно PAC – Public Accountants Company), которые регистрируют компанию на свой юридический адрес, а затем ведут для вас бухгалтерский учет (стоимость этой услуги за год тоже редко выходит за пределы одной тысячи долларов США).
 
Регистрация в Китае представительства вашей гонконгской компании через посредство специализированной китайской юридической или бухгалтерской компании обойдется вам не дороже двух тысяч долларов США. В первую очередь удобство от наличия зарегистрированного представительства испытают ваши иностранные (т. е. российские, украинские, белорусские и т. д.) сотрудники, потому что они смогут от имени представительства оформлять себе для работы в Китае рабочие визы и временные виды на жительство. Отношение к иностранцам в Китае с каждым годом становится все строже и строже (особенно показательны в этом плане был 2008 олимпиадный год, тогда закрылись все отделы турфирм, оказывавшие до этого визовую поддержку иностранцам на территории страны). Поэтому наличие у сотрудника официального разрешения на работу не будет лишним. Себе, если нужно, вы, конечно, тоже сможете оформить рабочую визу.
 
В отличие от гонконгской фирмы, юридический адрес которой может быть номинальным, у китайской компании или зарегистрированного представительства в Китае юридический адрес должен совпадать с фактическим. Если не хотите для сотрудников арендовать дополнительное жилье, то приятное с полезным можно будет совместить, если разместить представительство в бизнес-апартаментах – их предлагают в аренду, как правило, гостиницы или специальные бизнес-комплексы. В бизнес-апартаментах можно зарегистрировать компанию/представительство и, в отличие от простых офисных помещений, в них можно жить. Стоимость аренды такой бизнес-квартиры, в зависимости от города и района, в среднем составляет от 300 до 1000 долларов США в месяц.
 
При налаживании деловых отношений с китайскими партнерами помните, что китайцы очень равнодушно относятся к традиционным фетишам бизнес-экипировки и лучше перед носом китайца размахивать печатью вашей собственной китайской фирмы, чем золоченым колпачком «Паркера» (даже если он настоящий).
 
Павел Куделев,
переводческое агентство
«Терра Азиатика»,
www.terra-asiatika.com
 
Источник: журнал «Модное белье» № 40, март-апрель 2010.
 
 


Теги: бизнес в помощь бельевику



LINGERIE Club © JMHH Investments 2011-2025 | О сайте | Карта сайта |